«Предатели» в Форпосте   («Предатели» – Дом Живых Человеческих Страстей)

 

6 марта 2004 года в клубе «Форпост» выступают группы «Белый шум», «Уши Ван Гога», «Тандем», «Алоэ». В преддверии концерта: интервью с Денисом Стесиным («Белый шум»), Сергеем Капрановым («Уши Ван Гога»), Михаилом Токаевым («Тандем»)

 

6 марта 2004 года в клубе «Форпост» состоится концерт «Предатели». На сцену выйдут группы «Белый шум», «Уши Ван Гога», «Тандем», «Алоэ». Что нового произошло за последнее время с этими коллективами, над чем сейчас работают музыканты, какие ближайшие творческие перспективы? Откуда возникла идея «Предателей», что она означает? В преддверии концерта в «Форпосте» я обратился с этими вопросами к Денису Стесину («Белый шум»), Сергею Капранову («Уши Ван Гога»), Михаилу Токаеву («Тандем»).

 

 

Поколение менеджеров и программистов

Моя реальность – твоя реальность

Интервью с Денисом Стесиным, группа «Белый шум»

 

 

-          Денис, в 2003 году у вас вышел альбом «Хойте» (Heute), какие последние события произошли в жизни группы, над чем сейчас работаете?

-          К нам присоединился наш старый барабанщик Андрей Лычак, и с нами сейчас репетирует Борис Коцоев – бас. Планируем, что в оптимальном составе должно быть шесть человек: барабаны - Андрей, бас - Борис, виолончель – sergitschko, я – вокал, гитара, и периодически, на кларнете у нас играет Михаил Токаев – группа «Тандем» и Катя Цветаева из группы «Легкий жанр» играет на скрипке. Базовый состав, изначально, четыре человека, плюс, привлеченные музыканты.

-          Над какими песнями сейчас трудитесь?

-          Сейчас мы разучиваем новую концертную программу. Кроме того, нам интересно переаранжировать старые песни, придать им новое звучание. Я разделяю концертную часть и альбомную часть. Концерт – это захватывающий боевик, а альбом – это гораздо более «правильное» творчество (улыбается).

-          На предстоящем концерте будете исполнять новые вещи, или старые?

-          Это будет смесь 50 на 50. На концерте мы предложим зрителям не только соприкоснуться с высокими материями, но и дадим возможность выплеснуть энергию в лучших традициях рок-концертов.

-          В 2003 году у вас вышел и сингл, и альбом

-          Да, вначале вышел сингл «Белый шум. Промо», затем альбом «Хойте», что в переводе с немецкого означает «Сегодня». Переаранжированный материал с сингла «Белый шум. Промо» и альбома «Хойте», плюс, новые песни лягут в основу следующего альбома «315 китайских зонтиков». «315 китайских зонтиков» – это концептуальная программа, которую мы писали с Яном Шенкманом.

-          Расскажи, пожалуйста, о художественной концепции «Хойте» и «315 китайских зонтиков»

-          С музыкальной точки зрения, мне, как композитору, было интересно обратиться к жанру минимализма. Часть текстов написал я, часть Ян Шенкман. Мы стремились создать ощущение кинематографичности, ощущение фэнтазийного рассказа. Мы работали над сюжетом таким образом, чтобы слушатель становился зрителем, словно он смотрит фильм.

-          Сколько планируется вещей на альбоме ««315 китайских зонтиков»?

-          Планируется 11 песен

-          Можно ли вас назвать арт-минималистской группой, или это только альбом «Хойте» арт-минималистский?

-          Изначально мы – блюзовая команда. Блюз и психоделия в сторону Doors и Pink Floyd.

-          Как ты начал заниматься музыкой?

-          «Белый шум» существует с 1992 года. Название придумал мой друг Виктор Догмаров. Мы с ним учились в «Станкине», первоначальные составы были станкиновские. Позже мы потихоньку выросли из рамок студенческой группы. В 1997 году выпустили первый альбом, серьезно работали в клубах. Программа была наполовину артовая, наполовину блюзовая. В 1999 году мы стали лауреатами фестиваля «С новым роком». По прошествии некоторого времени, мы развалились, все стали взрослыми, у всех появились новые интересы. Часть ребят ушла в команду «Гринвичская обсерватория», а мы остались вдвоем с Андреем Лычаком. Развал группы дал нам возможность пересмотреть наши взгляды на музыку.

-          Какая музыка повлияла на тебя больше всего, как на автора?

-          Beatles, Pink Floyd, Doors, U-2, Борис Гребенщиков. Лу Рид, джазовая музыка. Готика, Cure. Всё это я слушаю с большим удовольствием до сих пор.

-          Как ты оцениваешь ситуацию в современной российской рок-музыке?

-          Ты знаешь, как слово «интеллигенция», так и слово «русский рок» у меня вызывает определенную аллергию. Из отечественных групп я очень люблю слушать «Аквариум», «Аукцион», «Уши Вангога».

-          О чем петь сейчас?

-          Ну, каждый решает для себя этот вопрос по-своему. Мне всегда была интересна тема истории религий, вообще люблю историю, этнографию. Я много путешествую и мне очень интересно смотреть, что происходит вокруг. Конечно, это отражается в моих песнях.

-          Что для тебя музыка в современном мире?

-          Сейчас очень жесткое время, и если бы у меня не было музыки, я бы превратился в очень жесткого человека. Музыка позволяет мне с юмором смотреть на себя, это очень важно. Нельзя бронзоветь, нельзя становиться железным, нужно оставаться человеком. Музыка помогает оставаться на этой грани, и смотреть на себя и на свою работу с юмором, то есть не относиться к себе слишком серьезно.

-          Вот мы и подошли к идее творческой мастерской «Предатели»

-          Да, это идея Михаила Токаева, группа «Тандем». Мы с Мишей знакомы с 1992 года, часто пересекаемся, общаемся. Миша вышел с идеей «Предателей» в 2001 году, мы поддержали эту идею, она соответствует нашему пониманию окружающей жизни и окружающей музыки. Миша, как человек мифологический, то исчезал, то появлялся, а мы, как люди простые, втянулись, и тащим этот воз на себе. Sergitschko взял на себя художественную часть, я не даю затухнуть музыкальной составляющей.

-          Два года назад, когда возникла идея «Предателей», как Михаил представил вам эту идею?

-          Миша сказал, вот есть идея «Предатели». Он не стал нам ничего объяснять, а так как мы хорошо понимаем друг друга, нас внутренний образ задел, который стоит за этим словом.

-          Почему «Предатели»?

-          Две идеи. Первая: сейчас правит поколение менеджеров и программистов. Объективно, когда все остались без штанов, надо работать, надо вкалывать. Когда ты вкалываешь, ты превращаешься в какого-то зверя, и чтобы до конца не превратиться, остаться человеком, некоторые употребляют алкоголь, некоторые уходят в религию, а мы занимаемся музыкой. «Предатели» по отношению к тому образу жизни, который мы ведем. Вторая причина – обратная. Это относится к каждому, в частности я на себя это проецирую. Мне заниматься музыкой – в кайф. Есть семья, есть реальность жизни, нельзя быть инфантильным мальчиком, который кружится в облаках. Приходится наступать на голову собственной песне, и работать, вкалывать. Ощущение предательства к самому себе, есть вещи, которые упускаешь, потому что нужно заниматься работой, которая дает тебе кусок с маслом.

-          Что помогает в творчестве?

-          Миф, мифологическая реальность, ты работаешь на миф, миф работает на тебя. Ты создаешь собственное пространство. У Сергея Капранова из «Ушей Вангога» подход ассоциативный, схватить образ и развить его в песню. У меня другой подход, мне интересно делать собственную реальность.

-          Расскажи, пожалуйста, подробнее. Как песни рождаются?

-          По-разному песни рождаются. С возрастом подход меняется. Сейчас я, как правило, беру текст, и задумываюсь, а что я хочу от этого текста? Мне интересно создать миф. Пожалуйста, приходите в мою реальность, она ни для кого не закрыта. Она моя, я ее придумал, она мне интересна. Следующий альбом я хочу сделать более светлым по звучанию, чтобы человек, который слушает, ему было бы не просто интересно, что там Денис Стесин с «Белым шумом» придумали, а он мог закрыть глаза и почувствовать себя Марко Поло, Джеймсом Куком, то есть путешествовать вместе со мной. Самое интересное, что есть для меня, это путешествия, новые странствия, новые ощущения. Пространство. Не хочется замыкаться на бытовой теме. Это основа музыки. Пространство бывает разное, это может быть и пространство комнаты. В альбоме будет много разного пространства. В одно пространство вошел – ты ощущаешь, что ты в комнате с камином, в другое пространство –бежишь по полю. Все вещи очень личные. К счастью у нас есть чувство юмора, потому что нельзя относиться к себе слишком серьезно.

-          Есть ли у тебя главный герой песен? Или главная ассоциация по музыке, любимый лейтмотив?

-          Сложно сказать. Я не хотел бы замыкать себя в одном герое. В 1991 году я пошел пешком в поход к Папе Римскому. У меня на всю жизнь сохранилось впечатление воздуха, пространства. С одной стороны ощущение города, с другой стороны ощущение природы. Плюс, морская тематика, ощущение простора, пространства. Там где нет простора, я его рисую музыкой.

-          Как ты пришел к арт-року?

-          До 1999 года я учился. Учился писать песни. Процентов 80 это было а-ля кто-то. А сейчас я знаю, что это моя авторская музыка. Плохая или хорошая, это решать слушателям. Начиная с сингла «Белый шум. Промо» произошла кристаллизация стиля Белого Шума. Для меня Рубиконом был фестиваль «С новым роком», признание мастерства. Мне стало легче, я смог отбросить сомнения, хороший ли я музыкант? Это позволило мне заняться творчеством на новом уровне. Мне хочется писать так, как пишется, я грущу лишь оттого, что не могу записать столько, сколько могу, устроить столько концертов, сколько бы хотелось.  Но меня совершенно не расстраивает, что я не нахожусь в топе.

-          В твоих песнях идет историческая ретроспектива. Какие ты любишь читать книги, какие фильмы смотришь?

-          Очень сильно на меня повлиял Толкиен. Тогда это был еще 1991 год. Борис Гребенщиков, Ричард Бах, Николай Гумилев. С удовольствием читаю классику: Толстого. В меньшей степени люблю Достоевского. Очень люблю серебряный век. Открыл для себя Рабле. Нравятся японские самурайские рассказы: совсем другой взгляд на мир. Очень люблю жанр фэнтезийной литературы.

-          Что пожелаешь слушателям?

-          Я надеюсь, кому-то наша музыка помогает: кому-то не опуститься, кому-то найти себя, кому-то найти любимую девушку. На наших концертах познакомилось много пар, которые родили много детей. Слушайте «Белый шум», путешествуйте вместе с нами.

 

О людях, про людей и для людей

Каждый воспринимает окружающий мир по-разному, и это-то и прекрасно!

Интервью с Сергеем Капрановым, группа «Уши Ван Гога»

 

 

-          Что вы сейчас записываете? Над чем работаете?

-          Сейчас мы записываем шестой альбом – в домашних условиях у Виталия Левитана, но на хорошей технической базе. Называться он будет «Бравшие Мудандзянь». В настоящее время Виталий является нашим саунд-продюсером.

-          Каким будет новый альбом по стилистике?

-          Если сравнивать новый альбом с нашими предыдущими работами, он будет более роковым, панк-роковым.

-          Расскажи, пожалуйста, подробнее.

-          В предыдущих альбомах из двенадцати-пятнадцати композиций лишь некоторые исполнялись на сцене. Сейчас пишем альбом целиком из концертных вещей.

-          То есть в «Форпосте» мы услышим новые песни коллектива?

-          Да, на 90% это будут новые песни.

-          Я знаю, с 1996 года несколько раз в группе менялся состав.

-          Да.

-          Как это отразилось на стилистике альбомов?

-          Мы очень ценим демократичную атмосферу в коллективе. Новые люди привносят новые оттенки и нюансы в творчество группы, и это отражается на стилистике альбомов.

-          Происходит развитие стиля?

-          Да. У нас огромная потребность двигаться дальше.

-          В чем это выражается?

-          В том, чтобы каждый новый альбом не был похож на предыдущий.

-          Кто участвует в записи нового альбома?

-          Илья Гришунин - клавиши и акустическая гитара, Сергей Ситников - бас, Олег Кулешов – ударные, Инна Кириенкова – вокал, Игорь Бычков - вокал, Андрей Захарьев - вокал, Юра - корнет. Ну, и ваш покорный слуга – электрогитара.

-          Когда планируется выпуск альбома?

-          Работа идет быстрыми темпами. Может быть, через четыре-пять месяцев альбом будет полностью записан и сведен.

-          Сколько планируется вещей на новом альбоме?

-          Четырнадцать.

-          Чья музыка, тексты?

-          Основа моя, всё начинается с гитарных зарисовок. Я показываю эти эскизы ребятам, и над аранжировкой вся группа работает вместе.

-          Что еще в ближайших планах?

-          Есть идеи для следующего альбома. В отличие от рокового «Бравшие Мудандзянь» он будет содержать странные песни со странными текстами. Будут и романсы, и вальсы, и коротенькие авангардные зарисовки. Словом, «Экнеклика».

-          Как бы ты охарактеризовал предыдущие альбомы «Ушей»?

-          Арт-панк. Хотя слушатели находят в них отголоски «Can», Brean Eno, «АукцЫона». Но признают, что прямых аналогий в нашей музыке нет. Да и мне просто не интересно копировать чужую музыку.

-          Конечно, ты ведь художник.

-          Ну, да (улыбается).

-          Как происходит отбор песен для альбома?

-          В каждом альбоме – своя концепция.

-          Какова же она у нового альбома?

-          Концепция роста и развития человека: первые друзья, первая сигарета, первый стакан, первая девушка, первый поцелуй… Это песни про окружающую нас жизнь, о людях, про людей и для людей.

-          То есть альбом про жизнь…

-          Да, маленькая жизнь маленького человечка.

-          Понятно. Как ты начал заниматься музыкой?

-          В районе 1982 года на квартирах собирались молодые писатели, поэты, музыканты. Читали стихи, прозу, показывали сценки, музыканты играли свои произведения. Так образовался «клуб по интересам» «Арс». Вскоре я организовал концерты группе «Деревянное колесо», Лозе и другим музыкантам. Потом сотрудничал с журналом «Зомби», редактором которого была Наташа «Комета» Комарова, в дальнейшем – организатор многих рок-фестивалей. Одним из редакторов журнала был Владимир Марочкин. Случались квартирники. Иногда на такие домашние концерты приходили до 40 человек. Играли Цой, Науменко, Башлачев, Мамонов и многие другие музыканты. Кто-то в последствии получил широкую известность, кто-то остался неизвестным. У меня дома несколько песен записала группа «Ночной проспект» с Жанной Агузаровой. Потом я стал художником «Московского комсомольца». Это был уже 1986 год. Параллельно я работал сценическим художником «Бригады С». Постепенно начал сочинять собственные песни, появилась группа «Дегенератор идей». Это произошло в 1992 году. Записал альбом. Потом музыканты группы занялись своими собственными музыкальными проектами. Из «Дегенератора» остались я и Илья Гришунин. Следующая группа называлась «Злыдень день» – благодаря нашему знакомству со Злыднем...

-          Как в то время, в 1992 году, вы характеризовали ваш музыкальный стиль?

-          Арт-панк, но панк образца не 1977 года, а 1965-го. Не огульное громыхание, а что-то более мудреное, но грязное и энергично сыгранное.

-          В каком стиле ты никогда бы не стал играть?

-          Мне не нравится скучная музыка или та, которая у меня вызывает подозрение, что это уже было раньше. Я не люблю нашу попсу, мне не понятно, как композиторы тратят на это время – это же такая скукота.

-          На твой взгляд, в зарубежной рок-музыке сейчас есть новая художественная идея?

-          Мне кажется, в основном идет переработка старого. В то же время мне интересно, когда объединяют рок, рейв и рэп. Может быть, это приведет к чему-то новому. Но, например, хард-кор всё равно происходит из панка. Зазвучали по-другому гитары, стали использоваться новые примочки, появились новые аранжировки за счет использования компьютеров, но суть осталась прежняя.

-          В советское время в отечественном роке была идея протеста против системы. Какая идея сейчас?

-          Конечно, сегодня сложно против чего-то протестовать.  Мне странно сейчас видеть группы, которые выступают против чего-то. У них же всё есть, им сейчас всё можно.

-          Есть ли сегодня идея в российской рок-музыке?

-          Сейчас идея музыкальная. Либо словесная эквилибристика, где слова уже звучат не как слова, а как музыка, сам текст становится музыкой. Может быть, это новый шаг. Мне нравится такой подход.

-          О чем сейчас петь, что актуально?

-          Ну, это у каждого своё. Меня интересуют тонкие материи. В то же время, услышал я какое-то словосочетание, увидел какой-то предмет, начинаю размышлять об этом. Мне интересно смотреть на вещи с необычной стороны и писать об этом необычно.

-          Есть мнение, что самая расхожая тема песен – любовь…

-          Да, есть точка зрения, что вообще все песни про любовь. Наверное, так и есть. У меня прямых песен про любовь нет: «я люблю тебя, любимая моя» – это всё избито. О многом можно сказать несколько по-другому, и о любви в том числе.

-          На твой взгляд, в ближайшее время в музыке появится что-то новое?

-          Конечно, появится. Копится-копится, во что-то выльется.

-          Почему в большинстве случаев наши музыканты следуют за западными стандартами? Прижилась идея на Западе, значит, будет повторена у нас. Словно боятся придумать что-то своё, новое.

-          Боятся. У нас есть проторенный путь, и есть зашоренность. Многие музыканты не представляют себе, что можно играть по-другому.

-          Бывает, что песня начинает писаться от текста, бывает, что от мелодии. У вас песня несёт ассоциацию, и у каждого слушателя возникают в ответ свои ассоциации.

-          Раньше мы делали в первую очередь «атмосферную» музыку. Сейчас мы ушли больше в сторону текстов. А следующий альбом «Экнеклика» будет звуковым, атональным, полиритмичным. Мы пойдем по пути наибольшего сопротивления музыкальному материалу.

-          Ну, и в заключение, что бы ты хотел пожелать слушателям?

-          Дорасти до восприятия хорошей, может быть, не всегда понятной музыки, чтобы двинуться дальше вместе с музыкантами, которые хотят двигаться дальше. Призыв к движению. Нужно не просто слушать группы, а открывать для себя то, на чём воспитаны эти люди, к чему они адресуют, что, может быть, действительно откроет новые пути в музыке и новое восприятие.

 

 

Здравствуйте!

Я — предатель

Интервью с Михаилом Токаевым, группа «Тандем», комментарии Григория Чернова, «группа Тандем»

 

- Кто такие музыканты-предатели?

- "Предатели" - это сообщество музыкантов, в среде которых не является кощунственным, если кто-то пригласит к себе на запись, или на концерт музыкантов из других «предательских» групп. Мы в первую очередь общаемся, хотя при этом играем разную музыку. Каждая группа звучит по-разному, но есть общий музыкальный контекст.

- Как возникла идея "Предателей"?

- Проснулся: "Предатели".

- Что характеризует эту идею?

- Сейчас организаторы концертов, зачастую, не смотрят на сочетание групп на концерте. Ставят вместе команды с разными слушателями, разными по духу, по мировоззрению. Я стал приглашать на концерты группы, близкие по стилистике.

- Как мыслят "Предатели"?

- "Предатели" - это демократичное объединение. Есть джем-сейшн, а можно отнестись к этому, как к перманентному состоянию в творческом сообществе. Весь проект "Предателей" - это сплошной джем-сейшн. У "Белого шума", "Тандема, "Ушей Ван Гога" неконфликтная  публика.

- Кто публика "Предателей"?

- Это люди, предавшие негатив современного мира. И это люди, которые, услышав "Предателей", придут на них второй раз. Никакого возрастного принципа.

- Как "Предатели" относятся к своей аудитории?

- Творчество "Предателей" - это работа души, от души и для души. Мы играем в первую очередь для себя. Нет понятия "Мы для вас". Мы для вас сделали, а что вы хотите в следующий раз? А мы хотим, чтобы вы в следующий раз играли вот так. Хорошо, мы в следующий раз сыграем вот так. Этого не будет. Нам сейчас так в кайф, а вам в кайф с нами сейчас? Если народ говорит "да", нам приятно вдвойне, если народ говорит "нет" нам всё равно в кайф. А мы уже что-то новое придумали. Потом в другой ситуации: а так вам нравится? Так здорово. Всё.  Форма будет меняться постоянно. Конечно, мы корректно относимся к слушателям. У нас нет поклонников, нет публики, есть друзья.

- Как "Предатели" относятся к современной музыке?

- В современной музыке песни поставлены на поток. "Предатели" не следуют этой тенденции, предают ее. "Предатели" - это альтернатива тому, что навязывается. Мы предаем положение вещей "слушай, что дают, а не то, что хочешь слушать". Я должен искать то, что я хочу слушать, это проблема. Я готов заплатить за концерт, за спектакль, но дайте мне то, что я хочу слушать! Я должен это искать.

- Как "Предатели" относятся к своей стилистике?

- "Предатели" без сожаления расстаются с выработанной стилистикой ради поиска новых решений. "Предателям" не знакомы слова "это можно, а этого нельзя". Альтернатива альтернативе, так тоже могу сказать. Я не хочу никого призывать, я просто говорю слушателям: "Здравствуйте!" и занимаюсь тем, что мне нравится. "Предатели" - это вибрация моей души. Если у кого-то тоже вибрирует, у меня радость вдвойне. "Предатели" - это обращение к внутреннему миру человека, нежели обращение к мозгам, "Предатели" - это не философия, это состояние души. Не всё можно выразить словами, а иначе, зачем существует музыка? Чтобы выразить невыразимое.

- Мировоззрение "Предателей"?

- Творческая свобода. Если одному участнику команды не нравится песня, я сыграю ее с другими "предателями". В "Предателях" никогда не будет одного стержня, будет несколько стрежней. Как в детской пирамидке, если здесь кольца не держатся, их можно переложить на другие стержни. Никогда не будет указующего перста. Добровольное сообщество, в котором люди могут свободно реализовывать свои музыкальные идеи. Главное - не устать друг от друга.

- Как "Предатели" относятся к своему творчеству?

- Нельзя вариться в собственном соку, это вредно для творчества. Нельзя замыкаться в себе, если что-то не нравится в собственных песнях. Показываешь песни новым людям, по-новому презентуешь свои вещи, получаешь радость общения с народом, предаешь печаль. Жизнь должна бурлить изнутри.

- Группа, которая решила присоединиться к движению "Предателей", чем это может быть интересно для неё?

- Отсутствие оппозиции, дружественная творческая атмосфера. У "Предателей" нет понятия "кто круче играет, мы или они". Я думаю, в ближайшие пять лет, будет прорыв в сторону андеграунда. "Предатели" приглашают выйти из подвалов вместе. (Комментарий Григория Чернова: а я, кстати, вообще слово "андеграунд" не люблю - заезженное уж слишком. Ярлычок такой. Забыл человек гитару настроить нормально, звук погрязнее сделал, текст написал малопонятный, но вроде умный - оп, уже звезда андеграунда. Лично мы в подвале репетировали последний раз лет пять назад, в переходах метро не играли - какой же мы андеграунд? Тем более что, выходя из подполья, андеграунд-группа перестает быть таковой по определению. Из подполья не стоит выходить - лучше в него не забираться.).

- Что нужно группе, чтобы присоединиться к движению "Предателей"?

- Попить с нами пива (смеётся), никаких членских взносов. Важна музыкальная сыгранность коллектива, четкость представления своей творческой индивидуальности, азарт, профессионализм на подвальном уровне. Главное, чтобы музыкантам было интересно развиваться, жить тем, что они делают.

- Есть ли у "Предателей" стилистические рамки?

- Никаких.

- Кого никогда не будет в "Предателях"?

- Не будет фанерщиков. (Комментарий Григория Чернова: Миша прав на все сто - мы же в собственную фанеру не попадем никогда.)

- Расскажи, пожалуйста, про историю группы "Тандем".

- Все началось с детства. Родители отдали меня в оркестр-ансамбль Локтева учиться играть на кларнете. Когда школа закончилась, инструмент был сдан. Поступил в институт, в моей институтской группе оказались ребята, которые играли в коллективе "Дом дождя", которая была популярна в андеграундных кругах. Было это в 1991 году. Так как своего кларнета у меня не было, я освоил гитару. Встретил единомышленников. В 1992 году собралась группа "Тандем". Мы выступили на рок-фестивале "Тусовка" в городе Дубна. В то время нас сравнивали с Чайфом, Кино, Алисой. Гитариста забрали в армию, первая проблема. Полугодовой перерыв. Собирались на кухнях, пели песни. Потом образовался второй состав "Тандема". Не хотелось стартовать с нуля, вспомнили наши старые песни. Я собрал команду буквально за четыре дня до концерта, две репетиции, - и мы выдали программу на полтора часа. Весь концерт был сплошной импровизацией, прошло всё на-ура. Два-три года выступали в клубах. Сочиняли новые песни, играли старые вещи, оттачивали качество игры, давали концерты. Потом произошел новый распад. Через некоторое время собрали новый состав, самый изумительный: Олег Котов - барабаны, Костя Мистакиди - бас,  Гриша Чернов - гитара, и я - вокал. Нас с удовольствием принимали в "Бедных людях", "Плеханове", "Табуле Расе". Выступили на празднике "Московского комсомольца" в Лужниках. Сняли клип в 1998 году. Играли в клубах. В музыке "Тандема" сочетался дух русского рока и западный мелодизм. Два года назад произошел творческий кризис. Я песни не писал полгода, а Гриша рвался в бой. Я покинул команду, ребята остались играть втроем. Прошло несколько месяцев. Захотелось придумать что-то новое. Не хотелось с нуля набирать команду. В итоге родилась идея "Предатели". (Комментарий Григория Чернова: забавный факт из биографии коллектива: в составе "Тандема" версии 1,5 (то есть между первой и второй, когда Мишей предпринимались попытки реанимировать группу) на гитаре играл не кто иной, как Костя Мистакиди. В 1996 г., по причине ухода последнего в армию, ему на смену и приперся пресловутый Гриша Чернов (то есть я), окончательно запутавшийся во всевозможных командах альтернативного толка, с которыми он в тот момент сотрудничал. Вспомнив, что на гитаре можно не только выть, реветь и рубиться, но еще и играть, он влился в состав. В 1998 г. на съемках клипа заболел бас-гитарист. На роль басиста пригласили старого друга Костю, к тому времени уже исполнившего свой долг перед Родиной. Под это дело старого басиста, что называется, попросили - Костя не только смог изображать игру на басу, но и просто играть на нем. Как это... "Наш тренер угадал с заменой".

- В каком составе вы выступите на концерте в "Форпосте"?

- Шестого марта мы выступим в вышеупомянутом золотом составе "Тандема": Олег, Костя, Гриша и я.

- Какие темы ты затрагиваешь в текстах?

- Любовь, как ни тривиально это звучит.

- Ты автор всех песен?

- На первых двух этапах "Тандема" - я, на третьем этапе подключился Гриша. (Комментарий Григория Чернова: еще подключились Костя и Олег. Точнее, они подключаются постоянно. Я бы назвал этот процесс музыкальной "кухней": мы, как повара в некоторых ресторанах, не просто подаем слушателям готовое блюдо, но и приглашаем посмотреть, как оно готовится. Выходя на сцену, я зачастую даже представить не могу, какой длины будет гитарное соло, сколько брейков сыграет барабанщик в третьем куплете (и будет ли в песне третий куплет вообще, может двух хватит), или что учудит бас-гитарист в концовке. Мне кажется, что при налаженных "игровых связях" процесс совместного творчества на сцене гораздо интереснее и для слушателей, и для музыкантов. Мы никогда не фиксировали композиции в каком-то определенном виде - наверное, поэтому и не смогли толком ничего записать: сразу уходит энергетика "живого" взаимодействия.)

- Как у тебя появляются песни?

- Одновременно и тексты, и музыка. Несколько строк и мелодия, потом развиваю тему. (Комментарий Григория Чернова: а потом приходит поручик и все опошляет. Из текста к одной песне и музыки к другой на репетиции может вполне получиться третья песня - так было с "Волшебником" и "Жеминьжибао-буги". Из прямого потока музыкального сознания, вызванного затянувшимся далеко за полночь процессом потребления горячительных напитков, и подшивки старых текстов Михаила Сапожникова (барабанщик первого состава "Тандема") появились "Вальсочки". Текст готовой Мишиной песни, в качестве прикола положенный на вертевшийся к тому моменту полгода у меня в голове гитарный рифф, явил к жизни "Ботинки"... Господи, какие у нас странные названия песен! "Хромая любовь" вот еще есть, "Пункт обмена женщин"...)

- Кто занимался аранжировками?

- Все занимались.

- С тех пор, как ты ушел из "Тандема" много ли ты сочинил новых песен?

- Постоянно сочиняю новые песни. На данный момент у меня готова новая программа. Но я пока не решил, с кем я ее реализую.

- Шестого числа вы будете играть новые песни, или старые?

- Половина новые, половина старые.

- С кем ты играл после ухода из "Тандема"?

- Участвовал на записи у "Белого шума", и играю на кларнете на их концертах. Играл с группой "Коллапс" из Дубны. (Комментарий Григория Чернова: а еще играл с бывшими одногруппниками в футбол...)

- Какие отечественные и западные музыканты повлияли на твой музыкальный вкус?

- Я по жизни меломан. Мне всё интересно. Не являюсь приверженцем какого-то одного направления, слушаю с удовольствием и джаз, и рок. Из западных групп мне больше всего нравятся Dire Straits и Pink Floyd.

- На твой взгляд, что сейчас происходит в российской музыке?

- На Западе люди играют музыку и зарабатывают деньги, у нас для того, чтобы играть музыку, надо за это платить. На западе есть компании, которые предоставляют возможность молодым музыкантам записать бесплатно несколько вещей, чтобы показать, на что они способны. Продюсерские центры ищут новые коллективы. Даже рассчитывая продать всего лишь сотню дисков в каком-нибудь районе, дав рекламу по какому-нибудь кабельному каналу. В этот момент музыкант выкладывается по полной. Там другая структура бизнеса. В России сейчас идет зарабатывание денег в шоу-бизнесе. У нас всё платно. В настоящее время в России музыку определяет не музыкант, а продюсер. На западе подход: что публика ест, то я буду продавать, а у нас: что я буду продавать, то публика будет есть. В России существуют грамотные продюсеры, но их пока очень мало. Надеюсь, лет через десять ситуация изменится в лучшую сторону. (Комментарий Григория Чернова: э..э..э... Пардон, модель "что я буду продавать, то публика и будет есть" вчистую слизана с Запада, просто преломлена у нас как-то... Коряво, что ли. От брит-попа в Англии в свое время плевалось не меньше народа, чем у нас сейчас от попсы - и что? Группы плодились как грибы после дождя (да и сейчас, по-моему, продолжают). В Америке всех достал соул и R&B - тем не менее, на любом американском музыкальном канале вы увидите массу неотличимых друг от друга фигуристых чернокожих барышень, пытающихся потягаться с Уитни Хьюстон или Тони Брэкстон в искусстве сплетения вокальной партии из мелизмов. Может быть, все дело в отсутствии чувства меры (почитаемого автором этих строк за одну из важнейших человеческих добродетелей)? Когда звукорежиссер Шер решил поиграть с Antares AutoTune (тон-корректор, при заведомо "неправильной" настройке дающий эффект "компьютерного" голоса) во время записи альбома Believe, он не знал, какую большую свинью подкладывает всем поп-исполнителям: купите десять любых поп-альбомов, выпущенных в любой стране (Зимбабве, Буркина-Фасо и Северная Корея – не в счет), и на восьми вы услышите эти характерные автотьюновские "йодли". Великий Карлос Сантана записывает Supernatural - пожалуйста, получайте лавину "латино". Рэпер Кулио цитирует в припеве Gangsta's Paradise мелодию Стиви Уандера - получайте шаблон для половины рэп-композиций последних лет: поем припев, читаем куплет. Каламбур, однако.)

- Как ты думаешь, сейчас формируется какой-то новый стиль в рок-музыке?

- Никогда не знаешь, где прорвет. В России никогда нельзя сказать с уверенностью, что будет завтра. Я думаю, в течение ближайших трех лет, появится принципиально новое течение в рок-музыке. Российский творческий потенциал никуда не делся. Но сейчас наступила новая "цензура": форматы. Форматы радиостанций. Какие новинки сейчас появляются на радиостанциях? Мне кажется, сейчас происходит какое-то "замыливание уха". Как приятно, когда слышишь по радио старые вещи. (Комментарий Григория Чернова: Бытует мнение, что придумать что-либо новое сейчас уже просто невозможно: большую часть придумали еще композиторы-классики, все остальное додумали джазмены. Течения и стили создаются коллективами, так что правильнее было бы спросить "а появится ли у нас состав, способный создать новый стиль?" Несмотря на всю незаурядность тех же Земфиры Рамазановой или Ильи Лагутенко, их музыкальные коллективы достаточно "форматны" по саунду. Попробуйте заменить в их песнях вокальную линию, скажем, на партию саксофона, играющего те же ноты - что получится? Слава Богу, мы научились достаточно качественно исполнять и записывать музыку. На мой взгляд, это главный прорыв в отечественной музыке за последние десятка полтора лет.)

- Такое впечатление, что музыканты в России боятся придумать что-то свое, всё время ориентируются на Запад, какой должна быть музыка

- Слушатели начинают ориентироваться на Запад, потому что здесь их кормят одним и тем же изо дня в день. Но в России очень много талантливых музыкантов. (Комментарий Григория Чернова: По-моему, сейчас музыка и у нас, и на Западе страдает одними и теми же "болячками". Форматы? Безусловно, еще неизвестно, где они жестче. Продюсеры? Они и на Западе диктуют моду, являются ЛПР’ами - Людьми, Принимающими Решения (ведь глагол "produce" и переводится как "производить", "создавать"). Музыка предельно упростилась и там, и здесь, причем во всех отношениях - в мелодическом, гармоническом, идейном. Да и кормят и там, и здесь примерно одним и тем же. Мне, например, как гитаристу, достаточно обидно сознавать, что девяностые годы не дали ни одного значимого Имени в этой области, сравнимого с Пейджем или Блэкмором, Хендриксом или Роудзом, Хэмметом или Воэном. Я даже затрудняюсь сказать, кто может сейчас стать настоящим кумиром пятнадцатилетнего парня или девчонки, решивших взять в руки гитару. Тем более что совершенство современной музыкальной техники развращает - как в известном анекдоте про пианиста и звукорежиссера: "сыграй мне гамму, я потом из нее эту твою Апассионату сам нарежу".). Все, что появляется, в силу резко возросшего темпа жизни достаточно быстро доводит себя до полнейшего абсурда. Сегодня ты записал самую быструю композицию? Завтра уже найдутся десять человек, которые запишут еще более быстрые (Моби, правда, с его 1000 ударами в минуту еще вроде пока никто не переплюнул, по крайней мере, официально). Ты нарулил эффектный звук на синтезаторе? Завтра им будет играть полстраны, послезавтра он станет фирменной фишкой какого-нибудь стиля с названием из десяти слов, еще через день ты получишь премию "открытие года", а через неделю о тебе и твоем звуке уже забудут. Вы знаете, через какое время после падения первого нью-йоркского небоскреба 11 сентября в Интернете появились песни, посвященные памяти жертв трагедии? Если не ошибаюсь, минут через 20-30. Уже записанные и сведенные.

- Наверное, в отечественной музыке есть художественные решения, свойственные только нам?

- Сто процентов, без сомнения. Русский рок сильнее западного. Сильнее по подаче, по эмоции, по переживанию. Западный рок причесан в плане музыкальной грамоты. Счастье русского рока и джаза заключается в том, что музыканты в России никогда не придерживались жестких законов формы и содержания. Российские рок-музыканты не боятся экспериментов. Мы выживем, и будем заниматься любимым делом. (Комментарий Григория Чернова: Русский рок? На мой слух это даже хуже "андеграунда". Я это определение только в кавычках нормально воспринимаю. Простите за банальность, но даже хорошая бардовская песня, сыгранная в "электричестве", роком не станет. Конечно, если считать рок-музыкантами всех, кто имеет в составе "живые" барабаны, электрические бас и гитару, то да: у нас каждая вторая группа играет рок-музыку. А группу Kiss, взявшую однажды в руки акустические инструменты, стоит торжественно зачислить в ряды бардов, вместе с "Нирваной", Плантом и Пейджем и вообще всеми, чьи концерты Unplugged стали классикой жанра. В то же время песни Юрия Шевчука я гораздо лучше понял, когда он выступал сольно: просто сидел на стуле, играл на гитаре и пел.  А насчет того, чей рок сильнее... Это очень напоминает детские вопросы типа "кто сильнее - тигр или лев"? Они в природе никогда не встречаются - слишком уж далеко друг от друга находятся, говоря научным языком, их ареалы обитания. По подаче, эмоции и переживанию мы явно проигрываем, как это ни печально: ну не родилось в России еще пока Мика Джаггера или Роберта Планта, способных в 60 лет выдавать такой драйв, который многим двадцатилетним даже не снился. Наш бас-гитарист где-то подсмотрел определение "диетическая музыка" - вот современный "русский рок", на мой взгляд, как раз прекрасно под него подходит: без перца, без соли, без жира, - зато не растолстеешь. Провалилось и забылось. А хочется-то шашлычка, стейка в палец толщиной с поджаристой корочкой, колбасок охотничьих с горчицей, от которой дыхание перехватывает...)

- В ходе нашей беседы, я заметил, что твое чувство юмора - твое предательское оружие.

- Я МАИ закончил, а там все юмористы.

- В завершении беседы, что бы ты пожелал слушателям "Тандема" и слушателям "Предателей"?

- Не бейте сильно после концерта (смеется), я уверен, что вам понравится.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  - - - - - - - - - -  - - - - -

 

Ссылки

 

forpost.rinet.ru

predateli.narod.ru

ushivg.narod.ru

www.beliyshum.narod.ru

sergitschko.narod.ru

new-tandem.narod.ru

Из истории Тандема на странице джаз-вокалистки Оксаны Кочубей

aloe.quantumart.ru

aloeband.narod.ru

 

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  - - - - - - - - - -  - - - - -

 

 

Что сказать в завершении?

Что сказать перед концертом?

 

Человек в музыке, музыка в человеке. Лицо музыки, и музыка на лице. Выражение лица, ты окунулся в музыку, музыка сомкнулась сверху, уже не выплыть, идешь ко дну.

 

Кто сопротивляется, навсегда будет поглощен придонными мутными течениями, увязнет в иле, будет жить в окружении безглазых, бездушных уродливых существ. Созданий, которые стали героями нашего времени, и диктуют свои законы, собственные правила. Как жить, что слушать, ни о чем не мечтать.

 

Кто не сопротивляется волнам звука, того волны выносят на берег, на необитаемые острова. Невозделанная почва превращается в обжитую территорию, на берег ступил художник. Кокосы-маракасы, тростники-свирели, черепахи-кастаньеты обретают ритм и смысл существования. Рождается музыка, волны, вынесшие композитора – новые волны рока, джаза, авангарда. Ты вступил на влажный песок, на нем остались твои следы. Пройдет совсем немного времени, новые волны сгладят твои художества, что ты успеешь построить на своем острове? Закаменевшее здание, или замок из песка, утонченный и изысканный, который так легко разрушить.

 

И вот, на остров ступает нога европейца, и туземные художества туманят разум героя. Разум, воспитанный на законах причины и следствия. Всему надо найти объяснение, а что словом не выразить – стереть. И стонут индейцы, и плачут папуасы, и ликуют бестолковые твари – теперь будет новый стандарт. Как приятно, что не все острова открыты. Я – предатель. Мне не нужно золото Сильвера, я не похож на сына капитана Гранта, оставьте меня на острове, я буду петь под гитару свою робинзонаду.

 

И мы построим мосты, из звуков, аккордов и меланхолии. Ни голландские дамбы, и ни арабские насыпи, мы не воюем с морем. Протяни руку, распусти волос, сплети пальцы, уставившись перед собой в пол в минуту отчаяния, все, что я делаю, быть может, никому не нужно. А на горизонте алые паруса. Стой, кто плывет: освободители, или предатели?

 

 

Павел Волженков, независимый музыкальный журналист, Москва, январь 2004 года.

Hosted by uCoz